Dostizeniya  Ustremlenie Missiya  Mudrost  Vzaimootnosheniya  Sostoyanie  Zdorovie 




КОЛЮЧКИ КРЕАТИВНОСТИ

Мы очень часто говорим о креативности как о чем-то однозначно хорошем, но даже не подозреваем, как тяжело быть по-настоящему креативным человеком. Сейчас проводится множество тренингов по развитию творческих способностей, но чаще всего это скольжение по поверхности, а вовсе не работа с настоящей креативностью.

 1 Koluchki 10 468x274px

А настоящая — уводит человека в состояние удивления перед самим собой. Как у Пушкина, заканчивающего «Бориса Годунова» и потрясенно восклицающего: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» — мол, надо же, чего мне удалось сотворить! 

А еще по-настоящему творческий человек никогда не знает толком, как эту плещущую из него энергию созидательной индивидуальности поместить в те форматы, которые приемлемы для общества. По-настоящему яркий в творческом отношении человек никогда не помещается в предуготовленные форматы, и оттого ему всегда отчаянно трудно, отчаянно тяжело. Эта как Мандельштамовское «Дано мне тело, что мне делать с ним?». Дана мне креативность — что мне с нею делать? С этим надо как-то жить, а с креативным человеком жить ой как не просто, потому что он насыщает пространство вокруг себя очень непонятной для окружающих энергией и создает зачастую абсолютно странные какие-то миры, которые многих откровенно раздражают.

 

МЕНЯТЬ МИР ЧЕРЕЗ НАПРЯЖЕНИЕ
То, что мы понимаем под креативностью, раскрывается в том, что и как мы делаем. Креативность — это способность человека выходить за границы тех схематизмов, которые являются основой максимально удобного существования в мире. В этом плане способность к креативности — это способность к неудобному существованию. Креативность — это что-то колючее, креативность — это то, что отказывается умещаться в комфорт, это то, что «топорщится» из человека и создает определенные проблемы для окружающих людей. Разумеется, если говорить о настоящей креативности, а не о ее имитации гламурного характера, если говорить о том процессе, когда в человеке начинает пульсировать какая-то странная энергия, с которой он толком не знает, что делать. И здесь ключевая вещь, о которой мы редко думаем и редко говорим: креативность — это то, что делает жизнь менее комфортной! Еще раз подчеркиваю: это то, что делает жизнь более трудной. Легче жить без креативности! 
Чем больше в человеке креативный потенциал, тем ему труднее. Ему трудно быть понимаемым окружающими, но ему трудно и с самим собой, потому что он во всякий момент времени оказывается больше самого себя, он не совпадает с самим собой. Он обнаруживает в себе нечто — для чего у него нет имен, он обнаруживает в себе нечто — с чем он не знает, что делать. Я что-то делаю, а это не укладывается в готовые форматы. Поэтому когда из меня на самом деле что-то начинает своевольно «топорщиться», я воспринимаю это как свою, может быть, даже драму, поскольку это создает огромное количество проблем в обычной коммуникации. Я оказываюсь не похожим не просто на окружающий мир — я оказываюсь непохожим и на запросы, которые есть в этом окружающем мире, потому что окружающий мир жаждет большей понятности. Да и на самого себя я становлюсь в этот момент непохожим! И чем интенсивнее, чем ярче креативность, тем с нею труднее. Она не просто меня стимулирует к чему-то большему — она стимулирует окружающий мир к необходимости думать и вслушиваться. А он бывает совершенно к этому не готов. То есть креативность вызывает огромное количество проблем, огромное количество напряжений.

 

НЕУДОБНЫЕ, РАНИМЫЕ, СТРАННЫЕ
Очень часто креативные люди и креативность вообще сопряжены с хаотичностью. В доме, где живет такой человек, мы часто видим безумный беспорядок, хаос вещей, предметов. Можно по этому поводу ругаться, но нам нужно понимать, что из этого хаоса и рождается энергетика чего-то иного... 
К людям, у которых высокий потенциал креативности, то есть потенциал инаковости, непохожести на то, что считается нормой, нужно быть особенно бережными, а это трудно. У них высокая незащищенность, но как им помогать, мы не знаем. Да они и сами не знают!
В школе, например, есть два типа детей, которые находятся в зоне риска: одна группа с пониженным уровнем интеллекта, а другая — наоборот, дети с особо высоким уровнем интеллекта и креативности. Таких детей называют талантливыми, но именно они находятся в зоне повышенного риска. И это очень и очень незащищенные дети — с повышенной ранимостью, с иным болевым порогом чувствительности, с резко обостренной эмоциональностью. Такой ребенок может быть отторгаем одноклассниками, или у него может быть синдром гиперактивности; также креативный человек может быть и аутичным, у него может быть нарушен контакт с социумом. 
Есть огромное количество граней креативности, которые мы должны иметь в виду. Поэтому когда мы говорим, что хотим креативного мира и высокой креативности от своего ребенка, то должны понимать, чего на самом деле хотим. Понимаем ли мы, что креативный мир на самом деле наполнен людьми, с которыми сложно? Когда нас окружает большое количество креативных людей, нам, безусловно, интересно, но и безумно сложно.
С этой точки зрения есть очень хорошая и качественная притча про креативность — всем известный фильм «Тот самый Мюнхгаузен». Мюнхгаузен в этом фильме — это тот самый человек, который постоянно творит пространство нелепостей с точки зрения обычного человека, но это и есть то пространство, в котором рождается креатив. 
И это история про каждого из нас. Очень часто человек понимает, что быть по-настоящему собой, а значит, быть по-настоящему креативным, то есть не жить по лекалам, а самому создавать свою жизнь здесь и теперь — это очень рискованно. Поэтому большинство людей благополучно убивают в себе Мюнгхаузена и прячутся под маску «садовника Мюллера». Так проще. Так легче. И мне, и миру. 
А те, кто не побоялся сохранить в себе право быть бароном Мюнхгаузеном, идут по очень тонкой грани между нормой и ненормальностью — и часто вынуждены свою креативность каким-то образом маскировать. Уровень ранимости таких людей невероятно высок, они оказываются страшно незащищенными. Но это следствие не только самой по себе креативности, но и того, что общество не готово к тому, чтобы быть сообществом по-настоящему разных и нешаблонных людей.

 

ЧЕМ ЛЕЧИТСЯ ЖЕСТОКОСТЬ КРЕАТИВА
Сами креативные люди бывают очень жестокими по отношению друг к другу, потому что каждый из них — как маленький ребенок, который просит услышать его, но очень часто не готов услышать другого. Поэтому, мечтая об обществе с более высоким уровнем креативности, мы, конечно, должны уметь развивать креативность в наших детях, способность к самовыражению, самоактуализации, а также смелость совершать странные поступки и действия, неожиданные с точки зрения привычных норм. Но не только в этом, не только в этом задача! Другая часть задачи заключается в том, чтобы научить этих людей слышать друг друга — слышать именно в этой их инаковости. А это значит, что люди такого общества должны уметь в какой-то момент тормозить и обуздывать свое «Я» — ради того чтобы совершить усилие к другому. Способность совершать такое усилие, а значит, способность вступать в диалог — это ключевое условие выживания общества креативных людей. Но это самая трудная психологическая задачка, и мало кто это умеет развивать в детях. Это способность смирения собственной креативности перед креативностью другого. И только когда мы удерживаем оба эти полюса, мы создаем общество по-настоящему эффективной креативности, а не общество креативных невротиков.

 

НАЙДИТЕ ДВА ОТЛИЧИЯ
Настоящая креативность всегда предполагает усилие восприятия, усилие открытия. В детстве креативности в детях очень много, они готовы мир сочинять, они готовы мир воображать. Ребенка поставили в угол, он стоит в этом углу и думает не о наказании, а смотрит на обои и сочиняет всякие вообразительные фантазии. Ребенок свободен в своей креативности и он счастлив в этой своей свободе. Но в процессе взросления он начинает понимать, что креативность — это зона риска, где тебя не поймут, где над тобой будут смеяться, и потому надо научиться быть как все. И ребенок начинает этому учиться, потому что это для него психологически спасительно. Очень немногие решаются этот детский креативный потенциал сохранить и идти напролом, пытаясь пробиться в мире со своей креативностью. 
Настоящее творчество всегда предполагает мощную энергию преодоления какой-то сопротивляющейся среды, оно не вписывается в формат, и потому мы вздрагиваем, когда сталкиваемся с подлинной креативностью — мы еще такого не видели, не слышали, не читали! И часто все в нас начинается сопротивляться увиденному. Поэтому настоящая креативность предполагает очень большой волевой заряд у того человека, который пробивается сквозь наше сопротивление. Да, сегодня Ван Гогу было бы проще, потому что мир в ХХ веке все-таки научился разворачиваться в сторону по-настоящему творческих людей. Если в свои времена Моцарт и Бетховен фактически сочиняли музыку только «вопреки», получая лишь минимум поддержки для реализации своих креативных талантов, то сегодня возможностей стало гораздо больше. Но в сегодняшнем мире возникла другая проблема: сегодня креативность стала в какой-то мере обесцениваться. С одной стороны, мир повернулся в сторону креативности, с другой — происходит ее девальвация, когда рынок захлестнули волны того, что можно было бы назвать фальшивой креативностью. Слово «креативненько» стало чем-то модным, ни к чему не обязывающей игрой, и в результате получилось, что на рынке труда очень много заказчиков, которые не умеют отличить истинное творчество от имитации творчества. 
Но нет и не будет легкого способа отличить настоящее от фальшивого. Есть единственный по-настоящему качественный экспертный механизм — это время. По-настоящему талантливо то, что сохраняется во времени. Остальное — пена. 
Но при этом есть важный критерий. Чем выше творческий потенциал того или иного произведения, тем объемнее и разнообразнее будет пространство интерпретаций, создаваемых разными критиками по поводу данного произведения. Вот почему «Гамлета» будут интерпретировать и через двести лет. И это ключевой признак креативной глубины. И если наше креативное проявление сумело оставить какой-то след во времени, это и будет истинной мерой того, насколько оно оказалось по-настоящему состоятельным.

 

Александр Лобок, 
практический психолог, психотерапевт

...

Написать отзыв
Отзывы «КОЛЮЧКИ КРЕАТИВНОСТИ»

Ваше имя *:

E-mail *:

Текст сообщения *:


insight-festival