Каждый этнос отличают четыре признака: язык, костюм, пища (национальная кухня) и жилье, которое тоже имеет свой национальный колорит.

Одежда несет большую смысловую нагрузку. Прежде всего это сигнальная функция – кто перед нами: это девушка, невеста, замужем ли женщина или дама в возрасте? Наряд несет также колоссальную сакральную нагрузку: когда мы надеваем определенную рубашку, то это маркер не только внешний – для наших глаз, это и маркер на тонком, духовном, трансцендентном уровне для включения определенных комплексов энергий. Например, если беременная женщина надевает определенную рубашку, у нее, как пчелы возле улья, роится целый сонм тонких энергий, то, что мы можем назвать в церковной традиции ангелами, а в народной традиции эти ангелы изображаются тоже крылатыми, только в виде птичек. Эти тонкие энергии, сущности окружают энергетическое поле женщины, которая носит ребенка, и, соответственно, предохраняют плод и лоно. А когда женщина уже родила ребенка, она эту рубашку с себя снимала и клала в сундук к следующей беременности, она не надевала ее просто так.

Узоры, которые украшают одежду, отличаются по полу, умножаем на четыре времени года – и видим целый океан информации, которую даже специалисты порой прочитать не могут. Различные территории имеют специфическую, неповторимую и уникальную энергетику. И именно эта земля, именно эти энергии земные, диктуют том этноса, проживающего на ней те специфические коды, ключи, которые соединяют небо и землю. По сути вся вышивка или ткачество – это не декор, а коды и ключи, которые позволяют нам открывать небесные врата, помогают сотрудничать небу и земли.

Люди знали этот древний космический язык, существует первоисточник, и он единственный. Когда мы начинаем анализировать орнаментику, символы и знаки, то не можем сказать, что какой-то орнамент создали типичные гуцулы и здесь история сугубо Гуцульщины. Нет, такие же орнаменты, с таким же набором структурных элементов, есть в достаточно отдаленных частях мира. Но колорит гуцульской вышивки – действительно уникальный и неповторимый, потому что Карпаты дают именно такой комплекс энергий, именно с таким колоритом.

Украинская вышивка

Украина разделена по Днепру, будто позвоночником, на две части – левобережную и правобережную. Мы знаем в духовно-эзотерической традиции правую сторону – янскую, мужскую – и левую сторону иньскую, то есть женскую. С Днепром и Украиной – точно так же. Правобережная Украина – это доминанта янских энергий, в орнаментах преобладает геометрический орнамент. А Левобережье – это иньский полюс, минусовый аспект, здесь в рубашках мужских и женских также геометрические орнаменты, но мы видим, особенно в рушныках, очень много растительных орнаментов.

В ХХ веке все больше и больше начал распространяться растительный орнамент, этому поспособствовала технология, которая пришла к нам из Западной Европы и из Азии, – это крестик и гладь. Так сложилось, что с того богатого технологического наследства, более 250 вышитых швов, на сегодня имеем в основном два – крестик и гладь.

Крестик и гладь пришли к нам только в ХХ веке! К этому каждый регион вышивал свои узоры своими техниками. Конечно, есть техники и швы, которые распространены почти по всей Украине. Как правило, это древнейшие образцы орнаментов, которые воспроизводят тканые узоры: это нанизывание, заволакивание, низь... Подолье, Полесье, весь Карпатский регион знает эти техники. Юго-восточная часть заселилась гораздо позже – это XVII века. Это дикое поле, по которому кочевые народы двигались то в одну, то в другую сторону, это миграционные потоки по Великому шелковому пути из Европы в Азию, с запада на восток, и также большие миграции по траектории север-юг, из варяг в греки. Почему Украина имеет такую ​​богатую и интересную культуру? С одной стороны, потому что это земледельческая страна, а с другой – из-за своего геополитического положения на перекрестке основных миграционных потоков. Мы говорим об Индоевропе, поскольку по Великому шелковому пути несколько тысяч лет двигались караваны, которые привозили на земли Украины шелка, золотые-серебряные нити, образцы шелковых, парчовых тканей. Поэтому украинская вышивка очень богата, очень интересная, разнообразная, и у каждого региона есть свое «лицо». Одежда – это визитная карточка, и никто не пытался скопировать чужое. Если оно и привносилось откуда-то, то это делалось постепенно и ассимилировалось, пропускалось через ментальность, душу, и тогда уже укоренялось, выработав определенную традицию.

Форма и содержание

В ХХ веке все нарушилось, так пошла быстрыми темпами индустриализация, крестьяне переезжали в города. Можно такой полушутливый пример привести: девушки на Андрея гадают и бросают башмачок через себя и через дом. Но как надо башмачок бросить, чтобы он через пятиэтажный дом перелетел? Все это просто отошло. Форма осталась, а содержание...

Вроде сохранилась традиция украшать верхнюю часть рукава вышивкой, только уже вместо сакральных мотивов имеем букетики из роз французского происхождения, так называемую «брокаровскую вышивку», о которой Олена Пчилка писала, что «наш украинский стиль начинает портиться, искажаться, и вместо древних узоров ... можно увидеть страшную наляпистость, какие-то невозможные розы, пестрые зубья, и все это режет глаза и делает из рукава ... кусок московского ситца самого бессмысленного вкуса». Это из предисловия к 4-му изданию «Украинских узоров», первое издание – это 1878 год.

И профессор Университета святого Владимира (это наш нынешний Шевченко, красный корпус) Григорий Павлуцкий издал в 1927 году классический труд «История украинского орнамента», в которой отметил: «Современное распространенное вышивания красным и черным крестиком к украинской вышивке имеет никакого отношения». И этим поставил жирную точку на дискуссиях – ой, это наше или не наше? Это не традиция, это мода, которая появилась в ХХ, кое-где, может, еще в конце XIX века. То есть такая общеевропейская мода.

Все орнаменты имеют многоуровневую сложную систему семантики, символики. А когда мы видим эту пышную розу, то это роза и больше ничего. Что мы можем о ней сказать? Ну, символ девичества, еще какой-то философии немного нагнать. А по мотиву восьмиугольной звезды, в народе называется «полная штокрожа» или «цветущая роза» – там столько уровней, мы об этой звезде можем говорить с утра до вечера!

Пять цивилизаций и пять цветов

Пять типов украинцев которых по антропологии определил Федор Вовк, являются тем источником, из которого сложился украинский народ в пределах современной Украины, это пять различных цивилизаций. Если говорить о шароварах, то это только центральный, или Надднепрянский, тип. Когда мы говорим об украинской одежде, должны добавлять «украинский полтавский», «украинская полесский», «украинская карпатский» костюм или «украинский, Винницкая область» если брать по областям, так как он будет очень-очень разным.

Однако в вышивке и одежде есть и то, что свойственно всей Украине. Что же нас объединяет?

  1.  Использование белого полотна. У нас не использовались цветные ткани для нательного наряд (рубашек), а также для таких обрядовых, сакральных тканей, как рушныки. Если мы видим у соседей (Московское княжество) использование цветных тканей в одежде и в рушныках, то это влияние традиций тюркских кочевых народов, и это говорит также не в пользу того, что народ является каким-то братом нам. Это один момент.
  2. Почет белой вышивки. То есть вышивание белым по белому – наша древняя традиция, в которой прослеживается культ Отца-творца, который является в образе белого света, солнца, огня и, конечно, в белом цвете. Поэтому наши предки белили дома снаружи и внутри (не только глинобитные, но даже и деревянные) и отбеливали полотно – конопляное и льняное, для рубашек и рушныков. И конечно, и рубашки, и рушныки вышивали белым по белому. Для того чтобы шить белью, то есть хорошо выбеленными льняными нитками, недостаточно было за один сезон отбелить эти нити, как полотно белили. Три года подряд надо было отбеливать эти нити, чтобы потом они получили особые энергетические свойства. Это также говорит о том, что вышивка несет не столько декоративную функцию. Сейчас можно отбелить нити в хлорке, очень быстро, но в тех нитях будет энергетика хлорки, нам ее не надо. Нам нужна энергетика земли, солнца, ветра, воды, когда все формообразующие стихии участвуют в отбеливании, то есть в предоставлении признаков света полотну и вышивальным нитям. И тогда сакральный узор, вышитый этими нитями с молитвой, с песней, приобретает колоссальное значение.
  3. Пять основных цветов в вышивке: белый, красный, черный, синий и желтый. Эта пятерка цветов, опять же, совпадает со стихиями. Белый – вода, красный – огонь, желтый – земля, голубой – воздух, черный цвет – космический эфир, из которого происходят все четыре формообразующие стихии. И это не только у нас, это у других народов мира тоже. Пять этих цветов – это пять цивилизаций, включая нашу. Первой пришла на землю голубая раса, арабы и семиты, они принесли науку, числа и т.д. (Согласно теории Павла Глобы, авестийская традиция, астрологическая школа Павла Глобы). Второй пришла на землю желтая раса, она принесла технологии, тонкие ремесла, искусство. Это шелка, это фарфор, это, конечно, Китай, Япония, Корея, весь Восток. Третьей пришла на землю красная раса – индейцы Америки, аборигены Австралии. Их миссией на земле была связь с силами природы, силами стихий, то есть шаманизм, общение с силами природы, духами, душами предков. Четвертая раса – черная, негроидная – отрабатывала сексуальность на земле. Пятая раса, к которой мы принадлежим, белая, пришла на землю, чтобы возродить духовность, то есть мы должны нести свет. Это и белое наше жилье, и белое полотно, которое в почете как информационная матрица, которую можно всячески программировать, все то, что мы должны возродить, то, что забылось землянами. Это ощущение и понимание Отца-творца, того, что мы – Его дети, принадлежим Ему должны творить Его волю, и тогда мы будем счастливо жить на земле.

Так же эта пятерка цветов есть в системе календаря майя, там она соотносится со сторонами света: красный – восток, синий – запад, белый – север, желтый – юг. Центр – это зеленый цвет, вспомогательный. Как самостоятельный он также есть у многих народов и у нас также в украинской вышивке он присутствует, цвет Святого Духа, цвет центра галактики и синтеза энергий природы. Красный – начало, импульс, инициация, огонь. Белый – вода, накопления. Синий – воздух, трансформация. Желтый – земля, результат. А зеленый – центр галактики, космический Христос, святой дух, который постоянно дает нам коррективы в эволюционных программ нашего развития.

То есть, это подтверждение того, что мы объединены с целым миром.

Красный и черный

В нашей украинской традиции мы видим очень много красно-черной вышивки, но на самом деле в прошлом это была красно-синяя вышивка. Это два цвета-антипода – огонь и вода, тепло и холод, ян и инь, мужское и женское. Именно сочетание родительской и материнской энергии дает начало всему живому.

С появлением анилиновых красителей синий цвет, к сожалению, сменился в большинстве на черный. И все же в свадебной теме, в теме детских рубашек лучше вышивать красным и синим, а не красным и черным. Хотя сам по себе черный цвет не является чем-то плохим.

Черный носят пожилые люди, которые являются хранителями, передатчиками мудрости, они накапливают энергию, информацию именно благодаря черному цвету. Черный поглощает, вбирает в себя. Белый излучает, пульсирует, это цвет силы, цвет, который позволяет нам быстро восстановить свой потенциал, свой ресурс. Черный – антипод белого. И впитывает он все: и хорошее, и плохое. Это цвет, который носят монахи и монахини, но они молятся. Они внутри постоянно работают, трансформируя эти энергии.

Сейчас молодые люди любят носить черное, но внутри молитва не идет, я считаю, что это не совсем хорошая традиция – затянуться во все черное и быть аккумулятором всего и всякого.

Мы видим, что в вышивке для детей преобладает красный цвет, пусть будет его не много, не обязательно очень пышно. Часто даже бывает, что белым или корой дуба – коричневым – вышитая рубашка, а на манжете и вокруг шеи обшито красной нитью. Это цвет-оберег. Известно: когда кто-то тяжело работал, болят кисти рук, запястья, то пожилые люди рекомендуют связать шерстяную или шелковую красную нить. Или, чтобы ее не вязать, можно ею вышить манжет по краю. Много не надо, красная нить все равно работает. То есть все это – энергетика, понимание, знания.

Вышиванка для защиты

Современные искусствоведы грешат, когда объясняют все эти вещи материальными категориями, прагматично, эмпирически: «Чего вышивали? Чтобы украсить себя».

Если посмотреть вглубь истории, вышивка очень ценилась. Она ценилась, так как ниточки надо было напрясть очень тонко, затем происходил очень долгий процесс отбеливания, крашения. Если же вышивали привозным шелком, его надо было покрасить в красный цвет, и это были особенно дорогие нити для вышивания.

В конце XIX – начале ХХ века появились фабричные нити для вышивания в достаточном количестве, крашеные уже не вручную, не естественными красителями, а анилиновыми. И вот уже начали зашивать рукава вдоль и поперек: как попало, что угодно, главное – цветным. А древние образцы лаконичные! Что тогда было важно? Обшить все края, шейный вырез, пазушный разрез, разделение, манжеты, чтобы ничего плохого, злого, не проникло и не повредило телу. Никогда никаких дыр! Если одежда изнашивалась, ставили заплату. Бедные были люди, не могли произвести нового, даже в литературе бывают такие описания персонажей, «бедный, свитка – заплата на заплате», но не в дырах! То есть современная злая мода инспирирует, внушает молодежи мусорный стиль, trash style, когда происходит протест против материального.

Если есть дыра на одежде, то энергетически это воронка, через которую вытекает энергия, то есть это наносит вред организму человека. Если где-то что-то порвалось, здесь же надо его зашить, даже заплату нашить, но ни в коем случае не ходить с дыркой.

Женщина должна защищать себя – носить длинные одежды, до щиколоток, потому что в нижней части тела она уязвима. Передники, пояса, подолы – все это вышивалось с сакральными знаками для того, чтобы держать в определенном жестком энергетическом каркасе энергетику женщины, чтобы энергия содержалась в сакральном центре лона. Тогда будет нормально вынашиваться ребенок.

Мне нравится, что сейчас возрождается женственный стиль, когда девушки ходят в длинных юбках, в длинных платьях. Уже столько раз говорилось, что в странах, где есть этот длинный силуэт одежды, женщины полноценно реализуют свою женскую природу, рожают детей. Это арабские страны, страны Востока, Индия.

Современные женщины сейчас носят брюки, но с точки зрения энергетики это не является чем-то хорошим. Многие женщины имеют проблемы и болезни и не понимают, что если бы они надели юбку, многие проблемы бы исчезли. Юбка имеет форму колокола, она собирает энергетику, а если женщина в штанах, этого не происходит.

Когда рубашка вывернута наизнанку, то считалось, что такого человека никто не сможет сглазить. Но не обязательно носить одежду наизнанку, и здесь характерной и показательной является подольская вышивка низью – вышивается с изнанки, а носится на лицо. То есть получается, что наизнанку. Я считаю, что это очень древние знания энергетики, которые передались нам с очень давних времен. В этом плане этот вопрос еще не исследован, потому что это надо делать с определенным кворум ученых-исследователей, биоэнергетиков, применить все современные методы. А так – это мое предположение, гипотеза, что вышитая подольской низью одежда чрезвычайно энергетическая, а люди из этих мест очень пассионарные – это Винницкая область, Хмельницкая, Тернопольская и дальше уже Буковина Гуцульщина... То есть весь ареал, который мы знаем как ареал Триполья. Мы знаем, что трипольские орнаменты чрезвычайно мощные энергетически, и многое из тех орнаментов, то есть все те меандры, бесконечники, спирали, свастики – это формы, которые имеют преемственность с древних культур. И они пришли к нам в подольской вышивке очень ярко.

Вышитая родословная

Есть интересный способ исследовать свою родословную, даже ничего не зная о своих прародителях – по ощущениям, по закону резонанса. Мы должны исследовать свою родословную, на полтораста лет мы должны знать вглубь своих предков, до седьмого колена, потому что до седьмого колена работают родовые программы. Они прописаны в генокоде, в ДНК, и изменение этих паттернов ДНК происходит через семь поколений. Итак, если мы живем в Киеве, а род наш с Подолья, то надо посмотреть подольские вышивки. А может, у вас одна родовая линия с Подолья, а вторая – из Полесья, тогда вам еще надо и полесские узоры пересмотреть и почувствовать. Они в колорите очень разные, Подолье – это преобладание черного, черного с красным, синего с красным, а Полесье – в основном красное. Посмотрев эти орнаменты, легко выбрать те, которые особенно нравятся, так же, как мы выбираем украшения или ту же одежду.

Почему мы выбрали зеленую, синюю или оранжевую кофточку? Потому что нам этого не хватает, нам хочется этого цвета, этот фасон, эту форму. Так же и здесь – орнамент, его энергетические характеристики, его составляющие диктуют нам, они есть в нашем генокоде – и наш генокод откликается на них. Это означает, что когда мы наденем рубашку с таким орнаментом, то нам в ней будет очень комфортно, и мы себя нормально можем реализовать, свой потенциал, так как оно работает действительно как камертон. С одной стороны, как оберег, а с другой, – как камертон, который настраивает на здоровую волну жизни, раскрывает наш творческий потенциал, то, что важно. Это очень важно для нашей реализации: мы пришли сюда по опыту, мы должны себя раскрыть максимально, и эти вещи помогают. Помогают рушныки, помогает интерьер, то, что мы говорили: язык, костюм, еда, жилье. Родные стены помогают. Если взять дом, который заложил еще дед или прадед, где наработана сильная родовая энергетика, то, действительно, эти стены впитали психическую энергию, они работают, и когда правнук родился, он уже окружен аурой этой. Но в современной городской квартире бетон и евроремонт – как тут могут стены помогать? Только если женщина, девушка сама начнет шить какие-то вещи, пусть даже картинки, полотенца, конечно, лучше, пусть это будет изображение мирового, родового дерева. Даже одно изображение такого дерева уже наполняет атмосферу животворными флюидами, которые идут от центрального источника, от сердца галактики, то есть от Творца. Потому что именно дерево – это Его образ, это образ космоса со всеми его проявлениями, планами и тому подобное.

По закону аналогии, как на небе, так и на земле. Вот галактика, то есть проявленный космос, это же и есть род, который идет от первопредка (горшочек, в котором растет «вазон»). Мы за этим деревом должны ухаживать, поливать, удобрять. Если мы не будем за растением на нашем окне ухаживать, оно умрет, засохнет. То есть это наша постоянная ежедневная работа (не раз в пятилетку) – иначе чертополох, сорняк растет, а полезное растение погибает.

Мы должны почувствовать – какое оно, наше родовое дерево? Посмотреть, пересмотреть различные образцы – и отшить себе свое. И так гармонизировать, балансировать свою энергетику. Интерьерные ткани, то есть рушныки, творят эти животворные волны в доме, а в рубашках, в одежде, куда бы мы ни шли, за нами движется кокон такой, который нас охраняет, который помогает нам делать окружающее пространство гармоничным, и мы несем гармонию окружающим. Мы видим, как люди охают, ахают, когда встречают человека, одетого в полный комплект народной одежды. И сам человек раскрывается. Сразу поднимается энергетический уровень – это так, мы делали такие исследования, когда мы одеты в народную одежду, то и защищены, и наш энергетический потенциал возрастает вдвое. Если есть в ауре какие-то проблемы, то домотканое полотно, особенно домотканое полотно с вышивкой, создает такую ​​ауру, кокон, закрывая эти проблемные участки, и это позволяет человеку реализовать себя совсем по-другому.

Когда современному человеку не хватает энергии, когда он не знает, как привлечь ее, где ее взять, то можно просто надевать свое народные костюмы.

Конечно, сейчас не можем ходить в шароварах, длинных рубашках, как наши деды, бабы, но хорошим тоном было бы иметь национальный костюм и надевать его на семейные праздники и другие события, чтобы выразить уважение, вспомнить наших предков.

Читайте также:  Сила оберега

Будем стремиться к гармонии, миру. Чем больше мы будем познавать жизнь наших предков, в частности такую важную его составляющую, как костюм, понимать, какую колоссальную гармонию, какой потенциал он несет, тем больше нам будет открываться опыт, зашифрованный в генокоде.

 

КОММЕНТАРИИ : 0